IQ Modeling
Перейти к контенту
DCF модели

Что такое DCF модель?

DCF-модель это особый вид финансовой модели, который используется для оценки стоимости бизнеса.  DCF расшифровывается, как Discounted Cash Flow (дисконтированный денежный поток). То есть DCF-модель это просто прогноз свободного денежного потока компании, приведенного за счет дисконтирования к сегодняшнему дню. Этот показатель называется NPV – Net Present Value (чистый приведенный доход).
Несмотря на то, что концепция DCF моделей достаточно проста, для реализации перечисленных выше компонентов требуется определенный технический бэкграунд.
Основой DCF моделей является «модель трех отчетов», которая связывает финансовые показатели в единую систему.

Что такое свободный денежный поток?

Cash Flow это попросту деньги, генерируемые бизнесом, доступные для распределения между инвесторами или для реинвестирован в бизнес.
В финансовом моделировании и DCF-анализе этот вид денег называется FCF – Free Cash Flow (свободный денежный поток), средства, доступные для инвесторов в долг компании или в ее капитал.
Cash Flow (денежный поток) лежит в основе финансовых моделей именно потому, что он отражает экономическую ценность, в отличие от таких бухгалтерских показателей, как чистая прибыль. Компания может иметь положительную прибыль при отрицательном денежном потоке, который в реальности подорвет ее возможности вести бизнес.  Остаток денежных средств на счете в конце года – это и есть то, что инвесторы по-настоящему ценят, в отличие от бухгалтерской прибыли.

Почему Cash Flow дисконтируют?

Денежный поток, генерируемый бизнесом, приводят путем дисконтирования к определенной точке на временно́й шкале (отсюда название DCF-модель). Как правило, эта точка – текущий момент времени.
Денежные потоки дисконтируются по нескольким причинам, главные из которых – это альтернативная доходность и риск. Изменение стоимости денег во времени предполагает, что деньги в настоящем стоят дороже денег в будущем, так как их можно инвестировать и получить в будущем больше денег (альтернативная доходность).
Средняя стоимость капитала фирмы (WACC) показывает ожидаемый уровень доходности для инвесторов (или  цену возможности инвестировать в фирму). То есть – если инвесторы не найдут варианты альтернативных вложений, превышающих данную доходность, для них будет иметь смысл купить еще акций своей фирмы.
Если бизнес обеспечивает IRR (ставку внутренней рентабельности), превышающую стоимость капитала, то он «создает стоимость». Если его рентабельность ниже стоимости своего капитала, то он «разрушает стоимость».
Уровень доходности, интересующий инвесторов, также связан с риском инвестиций. Чем выше риск, тем выше стоимость капитала и требования по размеру IRR.
Чем более отдаленными во времени  являются денежные потоки, тем более рискованными они становятся для инвесторов и тем больше их требуется дисконтировать.

Как в модели DCF прогнозируются денежные потоки?

Это довольно обширная тема, прогнозирование эффективности бизнеса представляет собой целое искусство. Работа финансового аналитика заключается в том, чтобы сделать максимально обоснованный прогноз того, как каждый из драйверов бизнеса повлияет на его результаты в будущем.
Как правило, прогнозирование в моделях DCF осуществляется на глубину пять лет, за исключением отраслей с длительными горизонтами планирования, такими как горнодобывающая или нефтегазовая отрасли, а также инфраструктурных проектов, в которых инженерные отчеты могут использоваться для построения долгосрочных прогнозов «жизненного цикла ресурса».

Прогнозирование доходов бизнеса

Существует несколько способов прогнозирования  доходов, но в целом они подразделяются на две основные категории: на основе экстраполирования данных и на основе драйверов бизнеса.
Прогноз на основе экстраполирования проще делать, но он скорее подходит для стабильных, зрелых компаний, для которых можно использовать базовые темпы роста по сравнению с прошлым годом. Для многих моделей DCF этого достаточно.
Прогноз на основе драйверов является более детальным и сложным в разработке. Он требует выделения и анализа различных факторов, таких как цена, объем продаж по продуктам, клиентов, доли рынка, а также внешних факторов.   Часто для прогноза используется регрессионный анализ, в процессе которого определяются взаимосвязи между основными факторами бизнеса и ростом выручки.

Прогнозирование расходов бизнеса

Есть два варианта прогнозирования расходов – либо это подробный детализированный процесс, либо это простая экстраполяция предыдущих годов.
Основной способ прогнозирования расходов – бюджетирование с нулевой базой или прогнозирование расходов «с нуля», не принимая во внимание уже понесенные расходы прошлых периодов. Как правило, каждый отдел компании просят обосновать все расходы на основе их текущей деятельности.
Данный подход часто используется в условиях сокращения расходов компании или при внедрении финансового контроля. Однако, такой подход имеет практическую ценность только для самой компании, а не для других заинтересованных лиц (банков, инвесторов и других).

Прогнозирование активов

Когда большая часть отчета о прибылях и убытках уже подготовлена, приходит время для построения прогноза активов компании. Как правило, они включают в себя такие статьи баланса, как основные средства (property, plant and equipment (PP&E), дословно: имущество, земля и оборудование), технологии, исследования и разработки (research and development (R&D)), а также оборотный капитал (дебиторская задолженность и запасы).
Основные средства (PP&E) являются крупнейшей статьей баланса компании, поэтому все капитальные затраты, включая амортизацию, следует моделировать в отдельной таблице. Наиболее правильный способ прогнозирования данного вида активов состоит в прогнозировании каждого вида основных средств по отдельности, после чего все результаты сводятся в общую  таблицу. При этом таблицы будет включать в себя следующие строки: начальное сальдо, капитальные затраты, амортизация, выбытие основных средств и итоговое сальдо.

Прогнозирование структуры капитала

Способ построения этого раздела во многом зависит от того, какую модель DCF вы строите. Наиболее распространенный подход – сохранить текущую структуру капитала компании, не допуская существенных изменений, кроме таких, как погашение долга и т.п.
Поскольку мы используем свободный денежный поток компании до вычета финансовых обязательств (unlevered FCF), данный раздел не так важен для построения модели DCF. Однако если вы выступаете в роли инвестора или аналитика рынка акций, то прогнозирование структуры капитала компании будет важным этапом. Инвестиционные аналитики обычно фокусируются на стоимости компании, так как это более актуально для сделок M&A (сделок слияния и поглощения).

Терминальная стоимость

Расчет терминальной стоимости – один из ключевых этапов построения модели DCF, так как на него приходится значительная доля NPV  (более 50%), особенно если прогноз составляется на период менее 5 лет. Существует два способа расчета терминальной стоимости: с помощью модели роста (модели Гордона) и метода мультипликаторов.
Модель Гордона предполагает, что денежный поток, генерируемый в конце прогнозного периода, будет расти с постоянной скоростью все последующие периоды. Приведем пример: денежный поток компании составляет 10 млн долларов, темп роста - 2% при стоимости капитала 15%. Терминальная стоимость составит: 10 млн долларов / (15% - 2%) = 77 млн долларов.
При использовании метода мультипликаторов предполагается, что компания будет продана по той цене, которую «разумный покупатель» за нее заплатит. Для оценки чаще всего используется мультипликатор EV/EBITDA аналогичных компаний. Например, если EBITDA компании составляет 6,3 млн долларов, а мультипликатор EV/EBITDA по аналогичным предприятиям составляет 8х, то терминальная стоимость компании составит 6,3 * 8 = 50 млн долларов. Это значение приводится к текущим ценам, чтобы получить NPV терминальной стоимости.

Временны́е периоды при построении DCF модели

Важно также уделять внимание временным периодам в DCF модели, так как не все они равны. В модели часто присутствуют сокращенные периоды в начале прогнозного периода, где есть данные только по нескольким месяцам за год.
Простой способ учесть все временные периоды, независимо от их промежутка, - использование функций Excel: ЧИСТНЗ для расчета чистой приведенной стоимости инвестиций (XNPV) и ЧИСТВНДОХ для расчета внутренней ставки доходности по ряду нерегулярных денежных потоков (XIRR).

Определение стоимости компании (EV)

При построении модели DCF с использованием свободного денежного потока до вычета финансовых обязательств (unlevered FCF), чистая приведенная стоимость, которую вы получите, всегда равняется стоимости компании. Вы можете использовать ее при оценке компании либо для сравнения ее стоимости с другими компаниями, не принимая во внимание их структуру капитала (единообразное сравнение). В большинстве инвестиционных решений основное внимание будет уделяться именно стоимости компании (EV).

Стоимость акционерного капитала в модели DCF

Если вас интересует стоимость акционерного капитала, то вам следует откорректировать стоимость компании (EV) на сумму денежных средств и их эквивалентов, рыночной стоимости долга и долю миноритарных акционеров. Если разделить полученную сумму на количество акций, вы получите стоимость одной акции. Данный показатель требуется институциональным инвесторам и аналитикам на фондовом рынке, которые используют его для принятия решений о покупке или продаже акций.

Анализ чувствительности в модели DCF

Когда модель DCF закончена, надо провести анализ чувствительности для того, чтобы определить диапазон изменения стоимости компании в зависимости от изменения использованных допущений.
Для выполнения анализа чувствительности используются два инструмента Excel: таблица данных и подбор параметра.
IQModeling
Наша компания помогает клиентам принимать лучшие финансовые решения, превращая сложные данные проектов в убедительную и простую для понимания финансовую историю.
Финансовые модели в Excel и инвестиционные презентации
Телефон
+7 499 719 41 55
Контакты
Назад к содержимому